Традиция плоха, когда ей придают неподобающее значение

Рубрика

(МФ. 15:10-20; МК. 7:14-23)
Иисус вел полемику с фарисеями в присутствии народа. Христос не стремился защищать Себя и Своих учеников перед этими бессердечными религиозными вождями, но Он считал, что все слышавшие обвинение заслуживали того, чтобы услышать и объяснение. Марк в одном стихе передает суть проповеди Иисуса по поводу этого крайне важного вопроса:
И, призвав весь народ, говорил им: “Слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека” (Мк. 7:14, 15).
Помимо прочего, Иисус учил, что созданные людьми правила, требовавшие омовения перед каждым приемом пищи, нелогичны. На самом деле человека оскверняет не то, что входит в него, включая пищу, принятую неумытыми руками (Мф. 15:20#). А вот то, что исходит из человека—слова и поступки—может осквернить его.

Утверждение Иисуса выходило за рамки вопроса непосредственно о ритуальных омовениях. Марк отмечает один вывод из сказанного Иисусом: “Так Он объявил всю пищу чистой” (Мк. 7:19#). Тем из нас, кто знаком лишь с учением Нового Завета, трудно представить себе, насколько радикально должны были прозвучать для народа слова Господа. С самого рождения им внушались правила закона о том, что иудей мог есть, а что нет (Лев. 11; Деян. 10:14). Слова Христа были настолько ошеломляющими, что, когда Он остался наедине со Своими учениками, Петр попросил Его: “Изъясни нам притчу эту” (Мф. 15:15). То, что Петр употребил слово “притча”, указывает на то, что, по мнению Петра, это утверждение никак нельзя было воспринимать буквально!

Наверно, Иисус укоризненно покачал головой, когда сказал: “Неужели и вы так непонятливы?” (Мк. 7:18а). Его не удивило непонимание со стороны народа, но Он, очевидно, надеялся, что апостолы проявят большую проницательность. Тем не менее, Он терпеливо пояснил: “Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон” (Мк. 7:186”, 19а). Другими словами, принятие пищи и ее переваривание является частью естественного процесса и не имеет ничего общего с моральной ценностью человека.

Здесь уместно сделать предупреждение. Р. К. Фостер пишет: “Было бы полным извращением применять этот принцип по отношению к веществам, разрушающим организм,—таким как опьяняющие напитки или любые яды”. Некоторые вещества, попадая внутрь, могут принести вред. Как часто родители говорят маленьким детям: “Вынь это изо рта”. Наше тело —это “храм Божий” (1 Кор. 3:16, 17; 6:19); следует избегать всего, что вредит этому храму. Однако Христос не имел в виду ничего потенциально опасного для организма; Он подразумевал питательную, полезную для здоровья пищу, которую иудеи считали “нечистой”. Он продолжил объяснение:
Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,—все это зло изнутри исходит и оскверняет человека (Мк. 7:20-23).