Разочарованный Своими друзьями

Рубрика

Если Иисус рассчитывал провести некоторое время в Галилее, то скорое прибытие Его врагов сделало это невозможным. Внезапно
Иисус, “оставив их, отошел” (Мф. 16:4#). Сев в лодку с учениками, Он снова отправился к восточному берегу Галилейского моря (Мк. 8:13)—на этот раз в окрестности Вифсаиды.
Во время этого путешествия Иисус предостерег Своих учеников: “Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской” (Мф. 16:6). Он также сказал: “Берегитесь… закваски Иродовой” 11 (Мк. 8:15)—возможно, имея в виду иродиан, которые вместе с фарисеями уже старались погубить Иисуса (Мк. 3:6).12
Образ “закваски” часто используется в Писании для обозначения какого-либо влияния, особенно дурного.13 Иисус, вероятно, подразумевал предвзятые учения этих групп, не позволявшие им признать Его Мессией. Даже у Его учеников были собственные устоявшиеся представления о Мессии и Его Царстве. Предостережение Господа можно было сформулировать следующим образом: “Берегитесь влияния предубеждений, из-за которых вы можете не увидеть истины”.
Апостолы не поняли, о чем говорил Христос. Упоминание о “закваске” навело их на мысль о хлебе. Иисус настолько неожиданно решил покинуть Галилею, что они успели захватить с собой только одну лепешку хлеба (Мк. 8:14). Они решили, что Господь упрекал их за то, что они плохо подготовились к путешествию (Мф. 16:7; Мк. 8:16).
Иисус, встревоженный непониманием учеников, назвал их “маловерными” (Мф. 16:8). Они проплывали вблизи тех мест, где Он не так давно накормил пять тысяч (Лк. 9:10-17), а затем четыре тысячи человек (Мк. 7:31; 8:1-9).14 Если Он смог насытить тысячи людей, имея лишь скудный запас пищи (Мф. 16:9, 10), то им следовало бы понять, что в случае необходимости Он без труда накормил бы их небольшую группу одной лепешкой—и что поэтому Он не имел в виду хлеб в физическом смысле. Наконец апостолы “поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского” (Мф. 16:12).
»Возможно, что фразы “закваска саддукейская” и “закваска Иродова” используются в одном значении, но их можно с пользой обсудить по отдельности.