Они обязывали следовать традициям как заповедям Божьим

Рубрика

Осуждал ли Иисус фарисеев за их тщательные омовения перед едой? Нет, если они хотели тратить время на нелепый ритуал, это было их дело. Иисус осуждал фарисеев не за их обряд, а за то, что они старались навязать его другим. Свои традиции они возвели в ранг заповедей Божьих. Они учили, что люди обязаны соблюдать эти традиции. Они осуждали всякого, кто не соблюдал их. Давайте сформулируем второй критерий следующим образом: традиция плоха, когда она навязывается другим.

Всем понятно, что это неправильно, хотя бы в принципе. С годами в нашей семье сложились собственные, присущие только нам, традиции празднования той или иной даты. Мы с удовольствием следуем им, и они помогают нам подчеркнуть собственную индивидуальность. Конечно, мы не пытаемся навязывать их другим. Осуждать другие семьи за несоблюдение наших семейных традиций было бы, мягко говоря, смешно.
В ВП дан такой перевод Мф. 15:9: “Но тщетно они поклоняются Мне, уча человеческим заповедям как учениям”.

Иисус недвусмысленно указал, что нельзя навязывать наши религиозные традиции другим. Но когда мы пытаемся применять этот принцип, возникают противоречия. Люди по своей природе консервативны и считают, что правильно так, “как всегда было”, и что так и нужно делать. Тем не менее, необходимо различать между тем, что нельзя менять (открытую нам волю Божью), и тем, что менять можно (способы исполнения Его воли).
Мне приходят на ум примеры, связанные с богослужением: большинство общин, в которых я проповедовал, пользуются песенниками. Нужно ли осуждать общину, в которой тексты песен проецируют на экран? Везде, куда бы я ни приходил на богослужение, составной частью утренней воскресной службы является проповедь. Разве было бы неправильно, если бы утреннее воскресное богослужение состояло главным образом из песнопений, молитв и чтения отрывков из Писания, где говорится о проведении вечери Господней? Общины, с которыми я был так или иначе связан, проводят вечерние воскресные богослужения в здании церкви. Если какая-нибудь община решит проводить вечернее богослужение по домам, будет ли это противоречить Писанию? Я не спрашиваю, практично ли это. Я только задаю вопрос, противоречит ли это Писанию.

В Новом Завете нам дается основной образец проведения богослужения, но многие детали оставлены на наше усмотрение. С течением времени общины вырабатывают свои способы, помогающие им выполнять требования Писания. В этом нет ничего плохого, но мы должны уметь отличать то. что было передано Богом (божественный образец), от того, что было передано людьми (наши методы воплощения божественного образца).
Когда я работал в Вестсайдской церкви Христа города Маскоги, штат Оклахома, у нас был ведущий песнопения, по имени Чарльз Келли, который иногда менял порядок проведения богослужения. Например, вечеря могла совершаться или в начале богослужения, или в конце. Время от времени он проводил сбор пожертвований не сразу после вечери Господней, как принято, а в другое время. Однажды, когда после вечери не был проведен сбор пожертвований, одна посетительница вскочила со своего места и выбежала вон. Увидев в фойе какого-то человека, она воскликнула: “В какую секту я попала?” Очевидно, она считала, что существует “библейский порядок проведения богослужения”, и что любое отклонение от него “противоречит Писанию”.
Не будет лишним еще раз подчеркнуть эти основополагающие принципы: необходимо отличать заповеди Божьи от традиций людей; нельзя навязывать наши человеческие традиции другим. Положим, мы все согласны с вышесказанным, но тогда необходимо задать крайне важный вопрос: как отличить заповеди Божьи от традиций человеческих?