На этом камне Я создам Церковь Мою

Рубрика

На каком камне Господь думал создать Свою церковь? Большинство комментаторов, не принадлежащих к католической церкви, единодушны в том, что Петр только что исповедал основополагающую истину. Например, Дж. Макгарви отмечает:поскольку в данном высказывании Сам Иисус является строителем, а Симон Петр хранителем ключей, основанием в полном смысле нельзя считать ни того, ни другого. Отсюда, основанием должно быть исповедание, только что произнесенное Петром, так как другого, подходящего под это определение, ничего не остается.

Как жаль, что споры по поводу Петра и камня отодвинули на задний план истинную важность этого события. Ободренный исповеданием Петра, Иисус решил, что Его ученики готовы узнать, что ждет их в будущем. Так Он впервые делает поразительное заявление о том, что Он пришел основать церковь, Свою церковь (см. Еф. 1:22, 23; 2:16; 3:10, 11; 4:4; Кол. 1:18). Я называю Его слова “поразительными”, потому что они, должно быть, явились полной неожиданностью. Они никак не согласовались с представлениями иудеев о материальном, физическом царстве.

Говоря это, Иисус не отказался полностью от таких терминов, как Мессия и царство, с которыми были знакомы Его ученики (см. Мф. 16:19); но Он, в сущности, объявил, что Его царство будет по своей природе не материальным, а духовным. Его не интересовало создание политической организации; Он намеревался построить Свою церковь.

Это первый случай употребления слова “церковь” в Новом Завете, но, конечно же, не последний. Слово “церковь” в Новом Завете встречается больше ста раз. После воскресения Иисуса и установления царства / церкви оно стало самым употребительным словом для обозначения последователей Христа как совокупности людей.
Некоторые комментаторы-протестанты, указывая на Еф. 2:20, где говорится о том, что христиане “утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем”, заключают, что в некотором смысле Христос говорил о строительстве церкви на Петре, правда, не на одном Петре, а на всех апостолах. Такое толкование не опасно (оно отвечает на заявление католиков, будто церковь была построена исключительно на Петре), но здесь следует отметить следующее: (1) Мф. 16 и Еф. 2 содержат разные образы, которые не следует путать; (2) даже в Еф. 2:20 смысл неизбежно должен заключатся в том, что церковь была построена на учениях апостолов и пророков,—а их учения были сосредоточены на Иисусе (см. 1 Кор. 2:2; Гал. 6:14).