Кто это, что ест с грешниками

Рубрика

(МФ. 9:1, 10-17; МК. 2:15-22; ЛК. 5:29-39)
Когда люди из “страны гергесинской” попросили Его уйти, “Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город” (Мф. 9:1). Это значит, что Он вернулся в Капернаум. Там Его встретили огромные толпы людей (см. Мк. 5:21; Лк. 8:40). Трудно сказать в точности, как события развивались дальше. Вскоре после возвращения Он воскресил дочь Иаира (Мф. 9:18-26; Мк. 5:22-43; Лк. 8:41-56). Этот случай мы рассмотрим в следующем уроке, а данный урок хотим завершить историей, которую здесь вставил Матфей. После рассказа о призыве к ученичеству Матфей пишет о званом обеде, который он дал в честь Иисуса. Все авторы синоптических Евангелий говорят об этом событии—собрании, которое вызвало много критики в адрес Почетного гостя.

“Десятиградие”, иначе Декаполис,—это “район десяти городов”. Многие гармонии ставят эту историю о дочери Иаира сразу после возвращения Иисуса на западное побережье моря. Другие перед рассказом об Иаире вставляют рассказ о празднике у Матфея, основываясь на Мф. 9:18, где указывается, что речь Христа на обеде у Матфея была прервана Иаиром. Джон Бродус, сторонник второго подхода, вставляет такое примечание: “Вопрос о положении [рассказа о званом обеде у Матфея] нельзя разрешить, и это никак не влияет на понимание содержания этого раздела”. Если вы изучали рассказ о празднике у Матфея раньше (“Как власть имеющий” выпуска “Жизнь Христа, ч. 3”), расскажите историю об Иаире в этом месте (см. следующий урок в этом выпуске).

Критика <1: трапеза с грешниками
“И сделал для Него Левий [то есть Матфей] в доме своем большое угощение” (Лк. 5:29а), Естественно, Матфей пригласил своих старых друзей и бывших коллег. Скоро его дом наполнился мытарями и другими отверженными: .возлежали с Ним… и многие мытари, и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним” (Мк. 2:15).
Фарисеи, которые постоянно преследовали Господа, начали ворчать (Лк. 5:30а). Они спрашивали Его учеников: “Почему Учитель ваш есть и пьет с мытарями и грешниками?” (Мф. 9:11). И вот классический ответ Иисуса: “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5:31, 32).

Критика <2: несоблюдение поста
На этом фарисеи не остановились и пустили в ход вторую критику, подсказанную, видимо, фактом обеда Иисуса и его учеников у Матфея: “Почему ученики Иоанна и фарисеев постятся, а твои ученики не постятся?” (Мк. 2:18). Некоторые из присутствовавших там учеников Иоанна тоже подхватили: “Почему?” (Мф. 9:14).